На раннем этапе развития японского общества был широко распространён тотемизм. Из древних японских религиозных верований сформировались представления синто — основной религии Японии. Синтоизм (или синто) дословно переводится как «путь множества ками» (богов). Основные виды ками: духи природы (ками гор, рек, ветра, дождя); незаурядные личности, которых считают ками; силы и способности, заключенные в людях и природе (ками роста или репродукции); духи умерших. Ками делятся на Фуку-но-ками ("добрые духи") и Магацу-ками ("злые духи"). Задача синтоиста - призвать побольше добрых духов и помириться со злыми. Согласно представлениям синто, солнце, деревья, горы, камни и природные явления являются ками (или микото) и наделены душой, им поклоняются в специально построенных для этой цели храмах. Важной особенностью синтоизма является культ предков. Древние японцы считали, что японские острова и люди, населявшие их, были созданы ками, что нашло своё отражение в японской мифологии. В Японии поклоняются бесчисленному количеству ками. В каждой деревне и местности есть местный ками-покровитель. Никакого особенного разделения между ками и обычными людьми нет - есть множество мифов и легенд о браках людей и ками. Смерть осмысляется как переход в мир ками. Ребенок считается воплощением ками-предка (удзигами), поэтому в Японии с большим уважением относятся к маленьким детям.


Позже из Индии через Корею и Китай в страну проникает буддизм. 552 год считается официальной датой признания новой религии. Буддизм оказал большое влияние на образование, литературу и искусство Японии, хотя впоследствии значительно трансформировался и сильно отличается от индийского и китайского буддизма. С момента прихода в Японию буддизма начинается процесс взаимовлияния и взаимопроникновения этих религий. Во многих храмах происходит одновременное поклонение ками и буддам. В отличие от синтоизма, японский буддизм разбивается на множество учений и школ. Основой японского буддизма считается учение Махаяны ("Большой колесницы") или северный буддизм, противопоставленное учению Хинаяны ("Малой колесницы") или южному буддизму. В Махаяне считается, что Спасение человека может достигаться не только его собственными усилиями, но и помощью уже достигших Просветления существ - будд и бодхисаттв. Разногласия между буддийскими школами происходит из-за различных взглядов на то, какие именно будды и бодхисаттвы лучше всего могут помочь человеку. Особняком стоит Дзэн, учение, основанное на Хинаяне. В его основе лежит представление о Спасении исключительно своими силами.


Сам по себе даосизм в Японии никогда особой популярностью не пользовался. Тем не менее, влияние китайских даосских легенд на японскую культуру и литературу весьма значительно. Основой учения Дао считается труд китайского философа Лао Цзы "Дао дэ дзин". Мироздание с точки зрения даосизма существует за счет неизъяснимого Дао ("Пути"), движущего и управляющего всем сущим. Следование законам Дао - это путь жизни и блаженства. Во многом именно на этих легендах основывается искусство Оммёдо ("Путь гармонии Инь и Ян") - японское искусство призвания и управления демонами, предсказания судьбы, астрологии, магического исцеления и так далее.


В середине XVI века в Японию пришло христианство, которое впоследствии было запрещено. В современной Японии доля населения, одновременно исповедующего две религии - буддизм и синтоизм, составляет 84 %, около 0,7 % населения страны исповедует христианство.


В отличие от культур стран Запада в культуре Японии наблюдается значительное пересечение и взаимовлияние всех ее религий. Особенно близко пересечение буддизма и синтоизма - часто один храм является местом поклонения и буддам, и ками.

«Сэкаи» (Мир)

Модель: «Сэкаи» (Мир)

Часы символизируют спокойствие и мудрость.

Мир мимолетный  

Как весенний дождь,

Взор свой в задумчивости устремляю к небу:

Любимая так далека!

   Сложено неизвестным автором на 

   поэтическом турнире при дворе Тэйдзин (913 г.)

Артикул: 862А BR (MD-580)
Материал: сосна, полимерная керамика
Размер: 54х53,5х4,5 см